tv-tovari.ru

Багровый и белый отброшен и скомкан стих


logo

Ночь – время тайн и страхов. В какой-то степени это отголосок верований древних людей, которые, провожая солнце за горизонт, не были уверены в том, что оно появится из-за горизонта вновь. Не случайно Федор Тютчев, поэт XIX века, сравнивал ночь с бездной, полной страхов, а день – с «золототканым покровом». Для поэтов-модернистов ХХ века ночь была очень притягательна. Например, в раннем творчестве Владимира Маяковского есть свое стихотворение «Ночь» (1912), об анализе которого и пойдет речь далее.

Произведение по праву можно считать футуристическим: его язык не всем понятен – это та самая «заумь», с которой начинали почти все футуристы.

Что такое ночь для романтика? Время свиданий, время любви. Но для Маяковского ночь – это, скорее, время человеческих страстей и не только любовных. Начинается стихотворение «Ночь», как многие другие его стихи, вполне эпатажно. Первое четверостишие содержит почти одни эпитеты. Только к чему они относятся, остается загадкой. Например, «багровый и белый отброшен и скомкан». О чем это? Можно предположить,  что это день -  контрастное с ночью время суток. Белый день и багровый закат вполне сочетаются друг с другом, а «отброшен и скомкан» день, разумеется, ночью, ведь небо темнеет неравномерно, что и вызывает подобную ассоциацию.

Однако следующая строка до сих пор рождает споры:

В зеленый бросали горстями дукаты …

Кто-то представляет небо, начинающее темнеть и как бы зеленеть, а дукаты должны напоминать о звездах, появлявшихся горстями. Но есть и те, кто проводит параллель с зеленым сукном игрового стола, куда богатые люди щедро бросали золотые монеты в надежде обогатиться не обременительным для себя способом.  Этот образ игрового дома, казино дополняют и «горящие желтые карты», которые раздали «черным ладоням сбежавшихся окон».

Так возникает атмосфера чего-то запретного, доступного не каждому. Ведь большинство официальных зданий уже закрыто, на них наброшены «синие тоги» - одежда священников, по крайней мере, именно в таком цветовом исполнении. Увеселительные заведения раскрывали свои двери для страждущих, а они, как можно догадаться, имели возможность отоспаться позже, когда другие уже оправлялись на службу. В свое время это была аристократия, которая еще со времен «Евгения Онегина» «полночь в утро обратя», могла позволить себе веселиться всю ночь, чтобы днем отдыхать.

Однако в начале ХХ века такую богемную жизнь вели и другие сословия: буржуа, промышленники, биржевые маклеры. Не случайно для всех этих героев автор выбирает интересный образ – «толпа – пестрошерстая быстрая кошка». Толпа, вливающаяся в двери очередного ресторана или казино, напоминает герою гибкую, изворотливую кошку, которая всегда падает на лапы.

Такой образ даже симпатичен: неологизм «пестрошерстая» создает в воображении читателя яркую картину. Хотя речь и идет о толпе, она не воспринимается  враждебно, ведь «каждый хотел протащить хоть немножко громаду из смеха отлитого кома». Позже в стихотворении «Нате!» появится другой образ толпы - агрессивный, страшный, отвратительный: «стоглавая вошь», ощетинившая ножки. Толпа-вошь пугает, а толпа-кошка вызывает желание погладить. Толпа-вошь – огромное чудовище, а толпа-кошка как будто распадается на множество мягких и пушистых зверьков. Возможно, поэтому герой представил себе их «зовущие лапы» и «в глаза им улыбку притиснул». Но зрительный и телесный контакт прерван «ударами в жесть» хохочущих арапов.

Мозаика ночного города у Маяковского весьма причудлива. Казалось бы, откуда взяться арапам в ночном городе? Но ведь еще героиня пьесы А. Грибоедова «Горе от ума» старуха Хлёстова хвасталась своей арапкой-девкой. А это начало XIX века. В ХХ веке увидеть чернокожего человека на улице крупного города было делом обычным. Поэтому многие владельцы ресторанов или казино использовали их в качестве швейцаров у входа в свое заведение.  Те привлекали публику не только своим необычным для европейца видом, но и соответствующим антуражем: красный костюм с золотыми позументами, шапочка с яркими перьями попугая, национальные инструменты.

Эта футуристическая картина ночного города позволяет в очередной раз посочувствовать герою ранней лирики Маяковского: он одинок и ощущает себя чужим на этом празднике жизни.

Самосадкина Екатерина

«Лиличка!», анализ стихотворения Маяковского «Прозаседавшиеся», анализ стихотворения Маяковского «Облако в штанах», анализ поэмы Владимира Маяковского «Послушайте!», анализ стихотворения Маяковского «А вы могли бы?», анализ стихотворения Маяковского «Письмо Татьяне Яковлевой», анализ стихотворения Владимира Маяковского «Нате!», анализ стихотворения Маяковского «Вам!», анализ стихотворения Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», анализ «О дряни», анализ стихотворения Маяковского «Юбилейное», анализ стихотворения Маяковского «Левый марш», анализ стихотворения Маяковского «Хорошее отношение к лошадям», анализ стихотворения Маяковского «Люблю», анализ поэмы Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», анализ стихотворения Маяковского

По произведению: «Ночь»

По писателю: Маяковский Владимир Владимирович


Copyright (c) 2009-2018 Goldlit. Литературная критика, сочинения, краткие содержания, биографии писателей.


Источник: http://goldlit.ru/mayakovsky/410-noch-analiz


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Похожие новости


Стих поздравление на день рождения авторские
Поздравление с днем рождения кошки
Конкурс красивый двор красивый город
Официальное поздравление заводу
Алиса с днем рождения 1 годик
Значение слова благовоние


Багровый и белый отброшен и скомкан стих
Багровый и белый отброшен и скомкан стих


Ночь (Маяковский) Викитека
Анализ стихотворения Маяковского Ночь сочинения и текст



ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ